?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Декрет об отмене частного владения женщинами

Декрет Саратовского Губернского Совета Народных Комиссаров об отмене частного владения женщинами
Законный бракъ, имевшiй место до последняго времени, несомненно являлся продуктомъ того соцiального неравенства, которое должно быть с корнемъ вырвано въ Советской Республике. До сихъ поръ законные браки служили серьезнымъ оружiемъ въ рукахъ буржуазiи в борьбе ея с пролетарiатомъ, благодаря только имъ все лучшiя экземпляры прекраснаго пола были собственностью буржуевъ имперiалистов и такою собственностью не могло не быть нарушено правильное продолженiе человеческаго рода. Поэтому Саратовскiй Губернскiй Советь Народныхъ Комиссаровъ съ одобренiя Исполнительного комитета Губернскаго Совета Рабочихъ, Солдатскихъ и Крестьянскихъ Депутатовъ постановилъ:

§ 1. Съ 1 января 1918 года отменяется право постояннаго владения женщинами, достигшими 17 л. и до 30 л.

Примечание: Возрастъ женщинъ определяется метрическими выписями, паспортомъ, а въ случае отсутствiя этихъ документовъ квартальными комитетами или старостами и по наружному виду и свидетельскими показанiями.

§ 2. Действiе настоящего декрета не распространяется на замужнихъ женщинъ, имеющихъ пятерыхъ или более детей.

§ 3. За бывшими владельцами (мужьями) сохраняется право въ неочередное пользование своей женой. Примечание: Въ случае противодействiя бывшаго мужа въ проведенiи сего декрета въ жизнь, онъ лишается права предоставляемого ему настоящей статьей.

§ 4. Все женщины, которыя подходять подъ настоящiй декреть, изъемаются изъ частного постояннаго владенiя и объявляются достоянiемъ всего трудового народа.

§ 5. Распределенiе заведыванiя отчужденныхь женщинъ предоставляетя Сов. Раб. Солд. и Крест. Депутатовъ Губернскому, Уезднымъ и Сельскимъ по принадлежности.

§ 7. Граждане мущины имеють право пользоваться женщиной не чаще четырехъ разъ за неделю и не более 3-хь часовъ при соблюденiи условiй указанныхъ ниже.

§ 8. Каждый членъ трудового народа обязан отчислять оть своего заработка 2% въ фондь народнаго поколения.

§ 9. Каждый мущина, желающй воспользоваться экземпляромъ народнаго достоянiя, должень представить оть рабоче-заводского комитета или профессiонального союза удостоверенiе о принадлежности своей къ трудовому классу.

§ 10. He принадлежащiе къ трудовому классу мущины прiобретаютъ право воспользоваться отчужденными женщинами при условiи ежемесячнаго взноса указанного въ § 8 в фондь 1000 руб.

§ 11. Все женщины, объявленныя настоящимъ декретомъ народнымъ достояниемъ, получають изъ фонда народнаго поколенiя вспомоществованiе въ размере 280 руб. въ месяцъ.

§ 12. Женщины забеременевшiе освобождаются оть своихь обязанностей прямыхъ и государственныхъ въ теченiе 4-хъ месяцев (3 месяца до и одинъ после родовь).

§ 13. Рождаемые младенцы по истеченiи месяца отдаются въ приють «Народные Ясли», где воспитываются и получають образованiе до 17-летняго возраста.

§ 14. При рождении двойни родительницы дается награда въ 200 руб.

§ 15. Виновные въ распространенiи венерическихъ болезней будутъ привлекаться къ законной ответственности по суду революцiоннаго времени.


Источник: Арх. УФСБ Орловской области, дело №15554-П

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
pyrzik
Dec. 1st, 2008 10:32 pm (UTC)
Ну, поскольку приведенный тобою источник непосредственно относится к теме моего диссера, не могу не отметиться.

Да, было такое. Причем это были перекосы на местах - центр был слишком консервативен для таких идей. А вот местные энтузиасты вполне могли действовать.

Модель оказалась утопической, не работала в условиях разрухи, гражданской войны, голода и борьбы с интервентами. Первые посреволюционные всплески были недолгими - скоро стало ясно, что есть гораздо более насущные проблемы, нежели пресловутое собственническое отношение к женам и мужьям.

Новый всплеск интереса к проблеме возник в начале 1920-х гг., вместе с "Письмами к трудящейся молодежи", опубликованными Александрой Михайловной Коллонтай, будущей первой женщиной-послом, а в те годы - видного, харизматичного и популярного деятеля советского правительства. Она теоретически обосновала идею отказа от собственнических чувств в семье как буржуазных и мещанских, клеймила старые устои и предлагала при строительство нового общества перейти к "любви-товариществу" - новой форме взаимоотношений, которые позволяли бы эффективно удовлетворять насущные потребности (при этом, замечу, о половой потребности Коллонтай говорила лишь вскользь, именно этот, "постельный" сюжет уже позже творчески осмыслили ее сторонники-интерпретаторы). А целью всех этих перемен было высвобождение времени и сил на общественную работу, коллективное действие, строительство нового мира.
pyrzik
Dec. 1st, 2008 10:33 pm (UTC)
Идеи стали довольно популярны, особенно в среде рабочей и учащейся молодежи. В 1920-е годы, после многочисленных "чисток" по классовому признаку, в ВУЗах осталось крайне мало представителей интеллигенции, разночинства, мещанства. Основную массу составляли делегированные на обучение коллективами рабочие и крестьяне, которые должны были составить костяк нового общества, стать революционной белой косточкой взамен репрессируемых и депривируемых. Это были активисты, комсомольцы, часто - активные участники гражданских войн, многие из которых прекрасно помнили первые попытки претворения социальные утопии в области отношений между полами в годы гражданской. Они подхватили идеи Коллонтай, интеллектуалки с настоящим дворянским образованием, генеральской дочки, творческого человека с непростой, изломанной судьбой. Но, в отличие от нее, простым парням (да и девкам) было не до сантиментов и оттенков, не до параллелей и отсылок. Они понимали понимали буквально: собственнические чувства - пережиток, ревность - порок, удовлетворение половой потребности - естественная надобность пролетария, отказ в таковом удовлетворении - отказ быть товарищем (а это - путь к социальному остракизму).

Среди девушек особенно опьянены такими идеями были те же самые активистки, комсомолки, которые порой искренне верили в идеи Коллонтай, стремились соответствовать им, но порой природное чувство брезгливости, ненормальности происходящего промискуитета вызывало в них глубочайший внутренний конфликт и психотравмы.

Теоретические аспекты "полового вопроса" обсуждались на многочисленных диспутах в рабочихъ клубах - крайне популярная форма досуга молодежи в те годы, приветствовавшаяся властью как альтернатива алкоголизму. Тогдашние клубы были чем-то похожи на современные интернетовские форумы - люди приходили в большое помещение, чтобы пообщаться друг с другом, поспорить, послушать докладчика или прочитать последние новости. Самые активные клубы, были, конечно, при университетах.
pyrzik
Dec. 1st, 2008 10:33 pm (UTC)
А практическая сторона вопроса реализовывалась в грязных рабочих общежитиях с многоярусными кроватями, мытьем в бане раз в неделю и вездесущим "кубом" (титаном) с кипятком в коридоре. Ну и, конечно, по квартирам, съемным углам, подворотням, паркам...

Тем, кто спорил и тренировался в практическом решении "острейшего социального вопроса современности - полового вопроса", обычно не было и тридцать. Средний возраст - от 17-18 до 25-27 лет.

Особую роль сыграла художественная литература. Александра Коллонтай сама была писательницей, ее повести ("Василиса Малыгина", "Любовь пчел трудовых" и другие) развивали ее публицистическую риторику, дополняя те идеи, которые она продвигала. Кроме того, половой вопрос был популярным сюжетом для работ многочисленных пролетписателей, выходцев из все той же рабфаковско-студенческой среды. Одна из самых известных зарисовок - "Без черемухи" Пантелеймона Романова. Название рассказа даже стало нарицательным для обозначения отношений между мужчиной и женщины, следовавших т.н. "новой морали" в те годы - без сантиментов, без ухаживаний, без знаков внимания и чувств - голые тела, только секс, обнаженная физиология естественных желаний.

Партийцы старой закалки с самого начала неодобрительно относились как к самой Коллонтай, так и к ее идеям. Даже им, настоящим творцам нового миропорядка, казалось слишком радикальным то, что она предлагала. Простетовал Семашко, отвественный за здравоохранение (больница его имени - одна из главных детских лечебниц в современной Москве), негодовала Смидович, отвечавшая за женотделы (структуру, отвечавшую за улучшение положения женщин). В те годы гуляли крылатые слова, говоря нашим языком - мем: "Она любила по Смидович, а он любил по Коллонтай".

Начавшись в 1923 году и достигнув пика в 1925-1927 году, захватив значительную часть молодежи в крупных городах (там, где идеи "коллонтайцев" распространялись по вирусному принципу) - Москве, Петербурге, Казани и других, революционные настроения в области отношений полов стали по-настоящему серьезной проблемой. Паралельно, что не удивительно, постоянно росло число абортов, в том числе - криминальных, изнасилований.

В 1927 году на всю страну прогремело т.н. "чубаровское дело" о коллективном изнасиловании девушки в Петербурге (насильников было больше семи, кажется). Свою роль в преступлении сыграли и теоретические обоснования действий насильников - обычная пролетарская шпана начала задирать девушку, требовала от нее близости, а на ее отказы, распаляясь, обвиняла в нежелании удовлетворить пресловутую "естественную потребность" пролетария.

В те же годы стало ясно: у государства, восставшего из руин и несущегося по пути интенсивнейшего развития, государства, которому еще только предстояла индустриализация, коллективизация, необходимость колоссальной социальной мобилизации и подготовки к возможной войне (в те годы ожидали обострений с Англией), нет возможности растрачивать свой самый главный ресурс - человеческий. Молодежь пора было возвращать в нормальное, с точки зрения властей, русло, указав им, как именно им стоит себя вести.
pyrzik
Dec. 1st, 2008 10:33 pm (UTC)
Одной из причин неуспеха революционного проекта в области отношений полов стало и то, что у государства не было достаточных ресурсов, чтобы обеспечить массовую передачу функций семьи общественным структурам. "Дома быта" были единичными, экспериментальными проектами. На содержание яслей, детских садов, коллективных прачечных, столовых, досуговых комплексов требовались гигантские средства, обеспечить которые в масштабах страны в те годы было просто невозможно. Теория обгоняла практику, причем семимильными шагами. Отказывались от "собственнических" отношений в семье довольно быстро, а вот куда девать многочисленных посланцев в наш мир, рождавшихся в результате таких отказов, было непонятно: дома малютки и детдома пополняли все новые жители, матери-одиночки, обретшие свою долю по вине новых социальных установок, стали распространенным явлением.

Кроме того, как стало ясно, и моральный облик партийца надо было срочно улучшать - ведь именно комсомольцы и молодые партийцы должны были стать примером для подражания.

Началось свертывание дискуссий в молодежной печати, журналах, клубах, университетах. Все больше появлялось критических статей о состоянии нравов в молодежной среде.

Наконец, в 1929 году вышло постановление, по которому шаги в области построения новой семьи признавались ошибочными и вредными. И потихоньку все вернулось в старое русло - буржуазная семья приобрела новое, коммунистическое звучание. А семья, как известно, основана на чустве собственности, никуда не деться.

Даже в обществе, где собственность должна была исчезнуть совсем, в области семейных отношений решили сделать исключение.

Революционную работницу в красном платке и фабричной робе на плакатах сменили дородные барышни с беломолочными ланитами и призывами беречь груди. Ведь молоком из этих грудей должны были быть вскормлены новые строители коммунизма.

"Такие времена", как сказал бы г-н Познер.
pyrzik
Dec. 1st, 2008 10:35 pm (UTC)
Ты уж прости, что расписался, но повод был :)

Писал "с листа", почти не перечитывал, так что за отсутствие опечаток не ручаюсь.

ЗЫ. Впервые после университета кому-то рассказал о проблеме подробно. Даже на защите говорить приходилось не совсем об этом - писал-то по историографии проблемы, т.е. по тому, как всё это безобразие 1920-х годов изучалось...
pyrzik
Dec. 2nd, 2008 12:20 am (UTC)
http://pyrzik.livejournal.com/110941.html - переопубликовал. Картинок добавил и кое-что исправил.
blange_blange
Dec. 2nd, 2008 02:18 pm (UTC)
А я-то думаю - сколько комментов написали! :)
pyrzik
Dec. 2nd, 2008 02:22 pm (UTC)
не могу молчать %)
blange_blange
Dec. 2nd, 2008 02:28 pm (UTC)
Слушай, как тема-то звучит?
Действительно, сейчас сложно представить такие дикости. Но это надо давать читать тем, кто все еще верит в прошлые идеалы.
Написано очень доходчиво и интересно.
khibin
Oct. 22nd, 2010 03:42 pm (UTC)
Это была программа большевиков ещё до окрябрьского переворота 1917 года, который с 1932 года стали именовать Великой Октябрьской социалистической революцией. Даже сам Ленин не считал переворот революцией! Это был приход власти сатаны под руководством папы Римского. Я об этом знал, поэтому с 1974 года являюсь убеждённым антикоммунистом и антисоветчиком. Слава Богу!

А где Вы это нашли?

blange_blange
Oct. 25th, 2010 06:13 am (UTC)
Дай Бог памяти... к сожалению.. Вот pyrzik диссертацию по этому вопросу писал. Он-то знает.
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

серьёзно
blange_blange
Анна Ремез

Latest Month

August 2015
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Taichi Kaminogoya